на главную

"Рыцарский замок Лохштедт" - перевод с немецкого

РЫЦАРСКИЙ ЗАМОК ЛОХШТЕД

Из книги Адольфа Бёттихера "Памятники архитектуры и искусства провинции Восточная Пруссия. Книга 1. Замланд". "Памятники архитектуры и искусства Замланда". - Кенигсберг, изд. Б.Тайхерта, 1891, стр. 73-80.

автор перевода: канд. техн. наук В. И. Болучевский

Лохштедт, королевский замок и наследственное имение, расположенный в 4 км по прямой юго-восточнее Фишхаузена вплотную к заливу, сначала назывался Витландсортом (впервые упомянут в документах 1246г.), потом - по имени проживающего там рода Лауцштицем (Дусбург. III, глава 107, издано Гарткнохом), Лаухштедтом - в 1427 г., Лоухштедом - в 1430г. В то время как было намерение уже в 1264г. воздвигнуть там крепость, он начал строиться лишь в 1270г. как постоянный пункт между Кенигсбергом (1255г.) и Брандербургом (1266г.) Витландсорт был отдан сначала епископу, но в 1263 году был возвращен вместо Шоневика (Фишхаузена) ордену и стал в первое время замком комтура (Фойгт. "Кодекс названий 1291г."). Позднее крепостью управлял опекун, который находился в подчинении комтурству Кенигсберг. Во время захвата Кенмгсберга поляками резиденция комтура была снова в Лохштедте. Здесь оставалось янтарное ведомство до 1581г. Два отсутствующих крепостных крыла пали в 1701 и 1702гг. в пользу строительства крепости Пиллау. И два еще существующих представляют по сравнению с бывшим великолепием весьма хиреющий образ: в Тридцатилетнюю войну Лохштедт тяжко пострадал при завоевании шведами. В Семилетнюю войну он попал в руки русских, когда его капелла была демонтирована изнутри генерал - лейтенантом Корфом (в 1760г.). В 1805 г. Лохштед перешел на некоторое время в частные владение; теперь это королевская собственность.

Понятие "Лохштедтский водный путь" основывается на ошибке Симона Грунау.

Предметы старины в церковном приходе Лохштедт

Относительно крепости мы следуем описанию Штайнбрехта.

Крепость Лохштедт заложена по тому же принципу, что и Брандербург: широкий, подковообразный ров отделяет от откоса залива остров, который еще раз разделен поперечным рвом. Верхняя часть несет главный замок длиной 53,70м, шириной 47,70м, остальная образует передовое укрепление. Траекторию рвов узнают по оседаниям грунта. Основная форма передового укрепления больше не заметна с весны 1888г., когда пожар превратил в пепел хлева и сараи, располагавшиеся там и образовавшие приблизительно квадрат. Хлев около залива еще имел средневековые обводные стены. От ворот передового укрепления ничего нельзя обнаружить.

Замковые ворота ведут с юга внутрь замка и сделаны без внешних средств обороны, они были запирающимися изнутри при помощи заградительных балок.

Западное крыло не имеет подвалов, южное крыло имеет таковые с цистернами. Проезд через ворота не был оборудован подвалом. Он просторно заложен и имеет двойные ниши; ниша с западной стороны обрамлена прямоугольником из круглых булыжников, покрытых красно-зеленой глазурью, с покрытыми красно-желтой глазурью. В этой раме размещаются на уровне лица две стрельчатые ниши, опирающиеся в середине на гранитный камень в форме кубка. Две гранитные консоли на углах отсутствуют. Каждая из ниши составлена из трех частей, которым перед обжигом при сухом состоянии глины придана искусная форма. Подобная упрощенная двойная ниша расположена в камере привратника. Это маленькое помещение, без освещения, снабжено лишь угловым камином. Вторая стрельчатая дверь ведет в большое помещение, которое освещается через четырехугольное окно, вставленное в гранитные кирпичи и снабженное прочной железной решеткой. С противоположной стороны проезда имеется лишь одна стрельчатая дверь. Она ведет в покой, покрытый двумя стрельчатыми сводами, которые пронизывают полуциркульный цилиндрический свод. В сводах можно еще различить роспись острых ребер, красно-синих и коричневых, сходящихся с окрашенным таким же образом замковым камнем. Две глубокие ниши, в которых с южной стороны можно еще узнать отопительное устройство с дымовой трубой, разделяют западную стену. Когда-то существовавшее окно со стороны двора теперь занято запасной лестницей к капелле, и вместо него покой получает скудный свет через две световые щели, проделанные позднее. Согласно легенде, здесь находилась Янтарная палата. Рядом с этим помещением с юга расположена узкая камера, которая имеет лишь всего вентиляционное отверстие в воротное помещение и дверь отсюда на запад к соседним обширным, сводчатым хозяйственным помещениям и с цистернами. Здесь в северо-западном углу, находится мощная печь для трапезной, расположенной выше.

Западное крыло двухпролетное и содержит два помещения: хозяйственную кухню и вытянутое хозяйственное помещение, покрытое острореберным крестовым сводом частью на кирпичных, частью на гранитных опорах и первоначально не разделенное перегородками. Мощная дымовая труба кухни для членов ордена покоится на двух крепких круглых гранитных колоннах, по капителями которых заделаны консоли. Капители несут стрельчатый, острореберный крестовый свод, консоли - дымовую трубу на плоских дугах. Помещение получает свет через два прямоугольных окна, обрамленных гранитом. Поблизости от выхода во двор ведет вверх, в трапезную лестница: можно было нести блюда непосредственно из кухни в трапезную.

Лестницы на главный этаж располагались в несуществующей ныне крытой галерее. Одна видна в трапезной, вторая - в капелле. Другие, несомненно, существовавшие лестницы исчезли вместе с северным и восточным крыльями. Западное крыло содержит, прежде всего, на севере жилой покой комтура, помещение (как в Юдиттенской церкви) со сводом, "точки, опоры которого расположены так, что с внутренней стороны происходит распор против имеющихся стеновых узлов, а с внешней стороны появляются три козырьковые арки с большим центральным окном. В углу находится камин, в стенах много ниши, в западной стене- туалет, состоящий из передней и уборной за нею. В этом месте теперь много изменилось; в 1881г. это помещение было переделано в комнату, но можно было попасть в туалет снаружи при помощи приставной лестницы и отчетливо обнаружить устройство. Сооружение похоже на туалет в задней комнате магистра в Мариенбурге" (Штайнбрехт. "К делам Востока", том II, стр.123).

С комнатой комтура граничит покрытая острореберным крестовым сводом передняя, вход в которую из крытой галереи еще отчетливо виден. За нею на западе расположена каморка для слуг, покрытая крестовым сводом с ребрами, покоящимися на консолях. Рядом с передней в южном направлении, попадаешь в трапезную комтура, помещение, покрытое красивым ребристым звездчатым сводом, который покоится на восьмиугольной гранитной колонне и вокруг стен - на консолях. Сегменты свода были снабжены надписями, которые еще недавно можно было увидеть под толстым слоем извести. Рядом с этим помещением в 1888г. была оборудована квартира для лесничего; прежде здесь было жилье янтарного смотрителя. Старая печь, которую упоминает Штайнбрехт ("К делам Востока", стр.122), со своими изразцами, содержавшими монограмму первого короля Пруссии, оказалось не годной для очага лесничего. О первоначальном устройстве больше ничего нельзя узнать. Дальше следует необитаемое угловое помещение, вокруг которого проходит коридор к туалету и через которое проходит кухонная дымовая труба. От туалета ничего не сохранилось; мы предполагаем, что он соединялся сводчатой галереей с замком. На эпитафии янтарному мастеру Фуксу XVI века, которая еще недавно висела в капелле Лохштедта, она изображена. Согласно этой картине, туалет уже в XVI веке был разрушен, однако он мог совместиться на ней с северной стороны со сводчатыми сооружениями. Надпись: "В году 1560, во второй день апреля, в восемь часов с четвертью вечера, благородный и беспорочный господин Ганс Фукс, Пруссии Главный Янтарный мастер, после того как таковой службы блаженно упокоился".

В южном крыле непосредственно примыкает трапезная к лестнице, поднимающейся из кухни. Она была покрыта сводом в три звена, от которых еще сохранились лишь некоторые известняковые консоли, снабженные скульптурами. Калориферную печь мы уже упоминали по поводу нижнего этажа. Он имеет вход со стороны двора через крытую галерею. Здесь возвышается чрезвычайно изящный и с безукоризненным вкусом выполненный портал. Его косяки окантованы колонками из чередующихся зеленых и желтых глазированных кирпичей, некоторые имеют основания и капители из эстонского известняка. Над капителями поднимается стрельчатая арка одинаковых профилей, опять же из глазированных кирпичей; вокруг нее находится надпись из выпуклых прописных готических букв на обожженных глиняных пластинах "Мера хороша для всех вещей" (О технике глиняных пластин см. Штайнбрехт. "К делам Востока", стр. 119) 1. Рядом с трапезой находится трехзвенный вестибюль капеллы. Он имел вход из крытой галереи снаружи с крепким профильным сооружением и глазированными скульптурами; теперь это окно. Три звена имеют крестовые входы на ребрах, которые опираются на известняковые консоли. Напротив старого входа ведет вверх винтовая лестница к разрушенным внутренним стенным ходам, а также маленькая боковая лестница к нынешней эмпоре капеллы. Дверь, которая на востоке ведет в капеллу, Штайнбрехт, вероятно, считает более поздней, "изготовленной с использованием старых обломков другого происхождения". Даже если в капеллах других орденских замков имеется лишь один вход, то этот выход должен быть непременно предусмотрен очень рано: глиняные колонки обрамления со своими капителями из тесанного камня, как и стрельчатое обрамление, органически соответствуют секционной архитектуре вестибюля. Со стороны двора есть две кабины капеллы для покаяния (как в Голубе, Редене, Марменбурге), которые имели смотровые окна в алтарь капеллы. Оба окна теперь замурованы. Штайнбрехт еще видел "попеременно глазированные" круглые бруски дверных обводов; мы не смогли обнаружить ничего от этой глазури.

Капелла, точно также как в главном замке Мариенбурга, с двумя секциями крестового свода и с одной секцией свода в три четверти звезды, которая возникает "из хоровой стены в две опоры и двух боковых стен. Стенные опоры прежде всего по углам хоров, связываются непосредственно поясом и отрезают треугольные угловые поля, которые самостоятельно сомкнуты с трехсекционным сводом". Тем самым, хоровая секция действует как оформленная в виде многоугольника, и, благодаря этому искусному приему, зритель получает впечатление многоугольного завершения помещения хоров. Ребра свода, снабженные изящными, в виде листвы, капителями, покоятся на корзинчатых капителях с разнообразными скульптурными украшениями. Они стоят на коротких известняковых колонках, которые выходят из декоративного гребенчатого фронтона. Под подоконником проходит вокруг фриз из глиняных пластин, который напоминает романский фриз из полуциркульных арок и покрыт плоским орнаментом в виде вьющихся растений наверху и внутри полуциркульных арок.(Подобное украшение, сделанное в тех же самых формах, имеется в главном замке Мариенбурга, как оно имелось в 1887 году и в Брандербурге. Опоры свода опускаются лишь на замыкающей стене хоров из, а на продольных сторонах - нет (из-за сидений). Каждой козырьковой арке соответствует окно или стенная ниша; на самой последней есть еще старинный ажурный орнамент. Вокруг первого справа окна написано такими же прописными буквами, как на портале трапезной: "Добрая Мария, защити нас!" Оконные косяки имеют такие же формы, как в капеллах Мариенбурга, Бальги и Брандербурга.

Вход в ризницу сделан трехсекционным: четыре маленькие глиняные колонки с известняковыми капителями и основаниями, отделяют друг от друга три стрельчатые ниши, средняя из которых образует орнамент. В стрельчатых арках имеется ажурный орнамент. Ризница покрыта сводом с крестовыми сегментами на ребрах и круглых угловых опорах.

Первоначальный портал капеллы находится в первой слева секции ,вход сейчас замурован. Портал капеллы состоит из внешне арки, вестибюля и внутреннего портала. "В наружном портале лишь цоколи из известняка, все остальное из обоженной глины, попеременно глазированной зеленым и желтым". Переднюю арку покрывает фриз из прописных букв, "…славьте имя Иисуса Христа". " У внутреннего портала повторяется каменный цоколь и чередование пестрой глазури; рад капителей, однако, без блестящего покрытия, вероятно, для того, чтобы не причинить вреда исключительной изысканности глиняных скульптур. Орнамент из листьев так изящен и выполнен такой смелой резьбой, какой его по тесаному камню не выполняют". "Справа и слева перед порталом выступают маленькие каменные скамьи, в спинках которых начинаются изысканные стойки из ажурного орнамента и вырастают к богато украшенным филенкам фронтонам и вершинам козырьковых арок. Везде глиняные скульптуры, изысканные, как филигранное изделие, то глазированные желтым, зеленым, коричневым, то лишь окрашенные".

Алтарь, кафедра, расположенная напротив малая кафедра, купель и орган новые. Восьмиугольный ящик для облаток сделан в начале этого столетия, два алтарных светильника из покрытого бронзой олова: J.G.W. 1763. В 1869г. капелла после внутренней отделки была заново освящена.

Думсдорф (или Дубендорф), сын трубного мастера из Кенигсберга, заложил в 1754 и 1755гг. внизу, передового укрепления, резервуар для воды, который был каменным приблизительно длиной 22м, шириной 5м и глубиной 2,3м. Затем он выкопал разные наполненные гравием канавы, которые подвозили в дождливую погоду очищенную воду к резервуару. Вода поднималась теперь по трубе длиной 500м насосом, расположенным на горе (Нанке. "Странствия по Пруссии", стр.1-16).

Кто бывает в Кенигсберге, не должен пугаться поездки лишь в один час в Лохштедт. Сейчас (в 1890г) должна разместиться в здании школа; надо надеяться, что от этого ничего не изменится.

Сообщения о Лохштедте.

В замечательном произведении Штайнбрехта "Архитектура Немецкого рыцарского ордена в Пруссии", том II, "Время ландме5йстеров". - Берлин.-1888. С большим количеством рисунков, фототипии и т.д. Гебауэр. "Орденский дом Лохштедт". - "Прусские провинциальные листки". - XIX. Гебауэр. "Известия Замланда". - с.96 и 108. Лотц. "Топография искусства Германии". - с.385. Гартнох. "Хроника и статистика евангелических церквей в провинциях Восточная и Западная Пруссия". - 1890.-с.72.

на главную