на главную

Фишхаузенские железные дороги

Фишхаузенские железные дороги

Автор В. И. Болучевский

В 1865 г. было завершено строительство железной дороги Кёнигсберг – Фишхаузен – Пиллау (ныне Калининград – Приморск – Балтийск), а в 1884 г. – железной дороги Фишхаузен – Пальмникен (ныне Янтарный). Они сооружались в частном порядке, на средства компаний, но в 1903 г. первую из них выкупило государство. В 1900 г. была введена в эксплуатацию Фишхаузенская районная железная дорога до Мариенхофа (Переславское-Западное), причем ее новый участок между Гаффкеном (Парусное) и Мариенхофом также строился на средства акционерного общества (в 1899 – 1900 гг.), а интервал Гаффкен – Фишхаузен использовался ею совместно с Пальмникенской железной дорогой. Все эти железные дороги состояли из одной широкой колеи, рельсы были уложены на деревянные шпалы.

Районная железная дорога прекратила свое существование в советские времена, а бывшую Пальмникенскую железную дорогу вывели из эксплуатации совсем недавно. Государственная железная дорога по-прежнему эксплуатируется, хотя, конечно, подверглась различным изменениям. Сюда относится замена деревянных шпал железобетонными. Изменился вагонный парк, вместо паровозов появились тепловозы. Между Калининградом и Балтийском курсируют комфортабельные дизель-поезда. Правда, количество рейсов намного уменьшилось. Из-за этого и вследствие заметных преимуществ автобусного сообщения уменьшилось число местных жителей, использующих железнодорожный транспорт для поездок в другие населенные пункты. Железнодорожные станции подверглись реконструкции, которая в Приморске, однако, сопровождалась заметным сокращением количества запасных путей. Изменился и характер перевозимых грузов, поскольку теперь доставляется нефть к Балтийскому терминалу. Были разговоры о планах превращения станции Приморск-Новый в некий накопитель, «отстойник» составов из цистерн, загруженных нефтью, в своеобразный «зал ожидания», предназначенный для случаев временного прекращения приемки составов в Балтийске. Такие планы, однако, противоречат требованиям безопасности при хранении пожароопасных и взрывоопасных продуктов, так как вплотную к станции Приморск-Новый примыкают жилые дома, музыкальная школа, центр досуга, поблизости находится общеобразовательная школа.

Железная дорога Фишхаузен – Пиллау в предвоенные времена
Железная дорога Фишхаузен – Пиллау в предвоенные времена

на главную