на главную

Рассказ об архитектурных памятниках города Фишхаузен - перевод с немецкого.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ ГОРОДА ФИШХАУЗЕН

автор перевода: канд. техн. наук В. И. Болучевский

Из книги Адольфа Беттхера "Памятники архитектуры и искусства провинции Восточная Пруссия. Книга 1. Замланд". "Памятники архитектуры и искусства Замланда".- Кенигсберг, изд. Б.Гейхерта,1891, стр. 40-47.

Фишхаузен, окружной центр с 1818 г., расположенный вплотную и Фришес Хафф, на железной дороге и шоссе Кенигсберг - Пиллау, в 32 км по прямой на запад от Кенигсберга, сначала имел название Шоневик, с 1320г. до середины XIV века - Бишофесхузен, позднее - Бишхузен, в 1360г. - Фишхузен, в 1453г. Фишвзен. Площадь округа Фишхаузен равна 1061,36 км2 .

Когда Генрих фон Штриттберг, первый собственный епископ Замланда, прибыл в Пруссию, он построил для себя в деревне Шоневик, отданной ему для Лохштедта орденом в 1264 г., укрепленную епископскую резиденцию приблизительно в 1268 г. Епископ Зигфрид Замландский попытался уже в 1299 г. возвысить населенный пункт до положения города, передав его для локации четырем немцам, Бернгарду де Барте, Герману де Гримме, Хеннеке Крузе и Хеннеке Баккендорфу, и пообещав защитить его за счет собственных средств рвом и частоколом ("Ежемесячные записки старой Пруссии", 1876 г., стр. 486). Этот документ утратил силу. Населенный пункт был наделен городской привилегией лишь в 1305г. (Фойгт. "Codex diplomaticus Prussicus II, Nr. 50. III, Nr.1).

Город получил историческое значение в большой польской войне (1454 - 1466 гг), так как служил вместе с соседним Лохштедтом в качестве опорного пункта военных операций госпитальера Генриха Ройсса фон Плауэна против мятежного Кнайпхафа - Кенигсберга. В 1456 г., когда данцигцы штурмовали Лохштедт, а также в 1459 г., когда был осажден Велау и объединившиеся данцигцы, эльбингцы и браунсбергцы пытались занять территорию ордена в Замланде, Фишхаузен подвергался частым нападениям противника. В 1462 г., когда польский отряд во время осады Фрауенбурга переправился через залив, он напал на город, разграбил и сжег его, так что лишь приходская церковь и епископский замок избежали разрушения. Во время той же войны он способствовал также тщетным попыткам примирения, которые предпринял датский король Кристиан I в 1458 г. при председательстве епископа Николауса фон Шенека.

В замке Фишхаузена в 1618 г. умер слабоумный герцог Альберт Фридрих. Вследствие этого Иоганн Сигизмунд объединил Пруссию с Бранденбургом.

В 1628г. здесь велись переговоры между Густавом Адольфом Шведским и курфюрстом Георгом Вильгельмом Бранденбургским о примирении, которое было заключено в Альмарке с Польшей и подвергло Замланд шведской секвестрации. В это время Фишхаузен почти полностью обнищал и опустел.

Фишхаузен оставался резиденцией замландского епископа до Реформации 1524 г., когда ставший евангелическим епископом Георг фон Поленц передал его бывшему магистру, маркграфу Альбрехту, первому герцогу Пруссии. Замок Фишхаузена был преобразован в середине XVI века в герцогскую вотчину, которая должна была поставлять деньги и зерно только что созданной в Кенигсберге высшей школе. В 1723 г. бывшая Замковая (Амтская) слобода была объединена с городом. В 1866 г. сюда отошла бывшая епископская мельница.

Недостаточно достоверный общий вид города находится в работе Гарткноха "Старая и Новая Пруссия (1684 г. стр. 401).

Герб: щит, на котором епископский посох перекрещивается с мечом орденского рыцаря (замландский герб). В нижнем углу, образованном таким образом, расположена рыба головой вверх. На старейшей, помеченной 1305 годом, а также на применяемой ныне печати имеется такое же изображение. Цветное изображение неизвестно. Цветом города считается голубой (Зибмахер. "Гербовая книга". - I, стр. 4. II стр.202. Иллюстрация 224).

Доисторические и исторические древности в церковном приходе Фишхаузен.

Каталог музея Пруссии. I 238. II 412. - В провинциальном музее среди прочего есть каменный молоток и дырявый каменный топор. - Шанец, так называемый шведский Шанец, - это "Айскеллер" недалеко от Фишхаузена, теперь кладбище домена. - Такой же находится и около Даргена, в 2 км по прямой на северо-запад от Фишхаузена (отчеты о заседаниях Общества прусской старины. 1879-1888. 63,66,74).

Средневекового укрепления в Фишхаузене не было.

Крепость Шоневик была заложена епископом Замланда приблизительно в 1268 г. Согласно документам, название "Шоневик" появилось впервые в 1268 г. В соответствии с нашими поисками, от нее мало что осталось, однако мы имеем, благодаря Гизе, два ее рисунка. Один из них Гизе выполнил по рисунку, который был собственностью архивариуса Хеннига, имевшего также описание замка. Второй он срисовал с картины, которая тогда висела в церкви Меденау и была выполнена в 1654 г.. На обоих мы еще видим пораженную в 1776 г. молнией башню с каким-то колпаком. Замок имел на нижнем этаже жилье; подвалы ниже него не сохранились из-за глубокого положения. Ныне еще сохранилась лишь "капелла", используемая как сарай. Расположенный под нею подвал свидетельствует о том, что она была четырехзвенная; здесь располагаются четыре звена крестового свода, связанные поясом и покоящиеся на ребрах из поперечных кирпичей. Главный этаж, где располагалась "капелла", имел внутри контрфорсы; грушеобразные нервюры опирались на консоли. Кое-что отсюда сохранилось с Музее Пруссии в Кенигсберге. Большая консоль, подаренная оберамтманом Герлахом (Музей Пруссии, инвентарная опись 33, старый номер 25). Большая угловая консоль из песчаника, под карнизом находятся розетки и ниже них, в дальнейшем отходя на задний план, - другие украшения. На верхней и нижней сторонах видны вспомогательные линии, предварительно прорезанные как схема для распределения вязкой массы. Подарена тем же (Музей Пруссии, инвентарная опись 33, старый номер 24). Кроме "капеллы", есть несколько остатков кирпичной кладки передового укрепления между административным зданием и заливом, которые указывают на готические связи. Восьмиугольный кусок гранита, вероятно фундамент опоры трапезной, лежит в северо-западном углу, "капеллы". Упомянутый здесь же в 1294 г. собор - это, вероятно, наша "капелла".

Ныне евангелическая приходская церковь, патроном которой является король, расположена в центре города. В 1321 г. руководителем Фишхаузена был Иоганнес Цойге. Сообразно с этим, церковь, вероятно, могла быть построена приблизительно в 1315 г. Она была основательно переделана с 1852 г до 1856 г. "Обитая оцинкованным листовым железом, оформленная в византийском стиле колокольня стояла рядом с готической главной башней посередине крыши, наполовину в наклонном положении. За роскошным восточным фронтоном был построен свинарник и гусятник на всю ширину". "К южному фасаду были пристроены два деревянных хлева и лестница на хоры, а к башне церкви - здание высотой в два этажа". Так описывает церковь тогдашний пастор Мерлекер в 1873 г. Теперь она хорошо восстановлена, однако ее нельзя хорошо рассмотреть с одной стороны. В 1889 г. она получила новые, не полностью подходящие к ее стилю эмпоры. Она выполнена в виде единого кирпичного строения в готической связи. Снаружи башня и восточный ступенчатый фронтон достойны внимания. Все остальное реставрировано в 1852 - 1856 гг. В 1864 г. церковь получила прекрасное украшение (от Фридриха Вильгельма IV) в виде двух созданных Зимерингом, обожженных у Э. Марха, терракотовых статуй Святого Адальберта и первого евангелического епископа Георга фон Поленца; выше них в нише - менее удавшееся терракотовое изображение Спасителя, также Зимеринга.

Внутри башня покрыта на нижнем этаже крестовым сводом с грушеобразными нервюрами с замковым камнем, которые опираются на четыре круглые профилированные консоли. Лестница из обоженного кирпича ведет на ее верхние этажи от западной стены продольного нефа. Продольный неф имеет четыре звена звездчатого, из 12 частей, свода, чьи грушеобразные нервюры опираются на консоли. Контрфорсы, на которых сидят консоли, направлены внутрь (как в хорах). В третьем звене с каждой стороны пристроен вестибюль. За стрельчатой триумфальной аркой начинаются прямые замкнутые хоры с двумя сводчатыми звеньями, имеющими один, еще более богатый звездчатый свод, но оформленными иначе, чем продольный неф. На севере к первому звену хоров примыкает ризница, покрытая крестовым сводом.

Церковь (башня, продольный неф и хоры) имеет длину 48,6 м, неф - ширину 10,6 м в свету. Высота крыши 18,8 м, высота башни - 25,6 м. Алтарь, построенный в 1606 г. и обновленный в 1855 г., является подражанием алтарю кафедрального собора в Кенигсберге. В основании - изображение Тайной Вечери. Плохая живопись маслом. Главный образ, Троица, очень грубо вырезан по дереву. Над ним 10 мудрых и глупых дев, идущих навстречу Христу. На обоих крыльях написана маслом история страданий Христа без всякого искусства.

Серебряный, позолоченный готический кубок высотой 17,5 см. Вокруг маленького воронкообразного тулова припаяны 13 лилий. Стойка переходит в богато орнаментированный узел с шестью призмами, которые украшены изображениями головы Христа и непонятными нам готическими строчными буквами CALVA. Над узлом вставлены шесть кусков прозрачного янтаря, отшлифованных, как ограненные драгоценные камни. Под ним - точно такие же. Куски янтаря приделаны пастором Гравертом (1840-1866 гг), вместо отсутствующих драгоценных камней. Ножка, оканчивающаяся подставкой из шести опор, содержит великолепные вычеканенные по серебру фигуры Марии с младенцем, Бога Отца с распятием, святой Доротеи, святой Маргариты, Святой Екатерины и святой Варвары в чрезвычайно богатом орнаменте.

Серебряная, позолоченная внутри тарелка для облаток с эрмландским гербом. По кромке выгравированы изображения головы Христа со Святым крестом.

Серебряный, позолоченный кубок. Лишь неправильно припаянный узел относится к поздней готике; шесть его призм содержат имя Иисус из готических строчных букв, в промежутках вверху и внизу - ажурный орнамент с рыбьими пузырями. Ножка от 19 мая 1801г. с припаянным распятием без креста.

Относящаяся сюда тарелка для облаток имеет на обратной стороне надпись: "11 июня 1644 года, Габриэль Бершник, гражданин и кузнец". У кромки выгравирован Святой крест.

Кубок, серебряный, позолоченный, XVIII века. На внешней стороне - G.W.S.

Тарелка для облаток к нему: M.E.S.

Богато орнаментированная серебряная, позолоченная бывшая кружка для вина XVII века с фигурой Хариты с тремя ангелочками на ручке крышки. На кружке латинскими прописными буквами: "Иеронимус Зальцмейер (Любимый сорт). Агнес Зальцмейер".

Серебряная круглая банка для облаток с надписью латинскими прописными буквами: "1615 год, М: Иоганнес Вегнерус, пастор. - Меня зовут Маттеус Краузе. I I Мангес Форстен, хорошо известный стране.I I Применять это в Божью честь". На крышке крохотная женская фигура.

Церковная книга 1700 г., переплетенная темнозеленым бархатом, с серебряными застежками (Петр и Павел). Передняя сторона: в середине - Бог Отец; в четырех углах - четыре евангелиста. Задняя сторона: в середине - Троица; в углах повторяются по два евангелиста (Иоанн и Лука). Все отчеканено в серебре. В книге надпись: "В году 1700 настоящая подарена Христианом Ведемейром, городским казначеем и главным церковным предстоятелем".

Кафедра XVII века, восьмиугольная, вырезанная из дерева. На ней латунный светильник с двуглавым орлом.

Старая каменная купель стоит теперь в башенном зале; находящаяся на ней латунная купель нюрнбергской или аугебургской работы XVI или XVII века. В середине - Благовещение чеканной работы; вокруг него - готическая, лишенная смысла надпись прописными и строчными буквами. Вокруг надписи нанесен орнамент в виде рыбьих пузырей и орнамент в виде вьющихся растений с крестами граверной работы.

Орган построен в 1616 г. Адрианом Цайкерманом и, позднее, - Якобом Кнерке; в 1727 г. отремонтирован вторично - Якобом Пруссом в 1821 г. (об этом имеется надпись на пюпитре для нот). В 1856г. отремонтирован Шервайтом.

Люстра из латуни: "Йохим Денсав, бывший пивовар амта, эту люстру преподнес на второй неделе после Пасхи 1655 года. Ниже этого - северный олень.

Люстра из латуни XVII века с двуглавым орлом.

Латунная львиная голова несет трехрожковый светильник: "Петер Бентхузен. 1611 год" (слева от триумфальной арки). Другие трехрожковые светильники современные.

Латунный двойной светильник с двуглавым орлом (XVII века).

Сиденья в продольном нефе преимущественно XVII века и плохо окрашены (на дверце одного стула стоит 1697 г.). Многие стулья покрыты красивой резьбой в стиле барокко. Одна красивая, раскрашенная по способу Мельхера Бройра передняя стенка ряда стульев в 1889 г. исчезла из церкви. Исповедальня справа от алтаря - подарок благотворителя города Фишхаузен магистра Иоганна Готтлиба Фишера от 1770 г. Очень безвкусная резная работа. Фишер, родившийся в 1718 г. и умерший в 1796 г., погребен под башней церкви в Фишхаузене.

Роспись в стиле барокко хоров, удаленных в 1889 г., была сделана на пожертвование советника Фаля: Ludovicus Phal, Consul hujus Civ.: in honorem DEJ hoc illuminari curavit.

Сообщения о Фишхаузене: крепость, город и церковь.

Хенненбергер. "Толкования Пруссии". - Вклейка на стр. 130.

Мериан. "Топография Пруссии".- Стр. 25.

Гарткнох. "Старая и Новая Пруссия". - с 400.

Гебауэр. "Известия Замланда" - с. 89,93, 104.

Гебауэр. "Сообщения о ленных имениях бывшего капитана в Фишхаузене в "Новых Прусских провинциальных листках". - XII .- 1857. - С. 206-216.

Мерлекер. "Описание церкви Фишхаузена". - 1873.

Лотц. "Топография искусства Германии".- с.208.

Гартнох. "Хроника и статистика евангелических церквей в провинциях Восточная и Западная Пруссия". - 1890.- с.66.

на главную