на главную

Амтский мост

Амтский мост

Текст и фотографии В. И. Болучевского

В Приморске имеется старый пешеходный стальной мост, который когда-то называли «Амтским» и который ведет через бывший слив мельничного пруда (устье реки Приморской). По нему можно пройти из города кратчайшим путем к Калининградскому заливу. Жители города с удовольствием это делают, чтобы полюбоваться здешними красотами и подышать свежим воздухом. Полюбоваться есть на что: на яркую зелень деревьев, голубую гладь вод залива, далекие горизонты. Туристы, особенно немецкие, тоже всегда приходят сюда с этой же целью, да и посмотреть на сам мост.

Он находится на месте моста, имевшегося напротив ворот епископской крепости, которые были переделаны в начале XVI в. в цейхгауз. После секуляризации замок побывал в руках прусских герцогов и бранденбургских курфюрстов, а при короле Фридрихе I большей частью был снесен, в том числе цейхгауз. Все это время и до середины XVIII века замок был административным центром хауптамта и амта Фишхаузен. За это и получил свое название мост, тогда еще деревянный, который связывал территорию крепости с городом. В 1818 г. мост, под названием «Амтский», был упомянут в документах в связи с сильнейшим ураганом.

В дальнейшем на этой территории еще действовали отдельные административные учреждения, а потом она перешла в руки арендаторов. До самой середины XX века местные жители называли остатки крепости «амтом» и мост, теперь уже металлический, сохранял свое название.

Во времена Второй мировой войны он уже имел современную конструкцию. Сведений о времени появления современного моста не имеется. Изучение его элементов позволяет предположить, что он был возведен в конце XIX-начале XX в.

На одной из опор Амтского моста есть надпись, показанная на фотографии. Эту надпись следует рассматривать в двух вариантах: GIV 1892 и CIV 1892.

В немецком языке нет слов, начинающихся на Giv и Civ. Надпись GIV можно расшифровать как «Gesellschaft für Ingenieurleistungen im Verkehrswesen» (в переводе «Компания для инженерных услуг по перевозке»). Очевидно, однако, что хотя компания такого профиля и связана с транспортировкой грузов, но строительство мостов, требующее профессиональной специализации, вряд ли может относиться к кругу ее деятельности.

Надпись CIV можно рассматривать как число 104, изображенное римскими цифрами. Они часто применялись в образованной среде конца XIX – начала XX века.

Итак, скорее всего, CIV – это номер мостовой опоры или моста в целом, присвоенный его строителями, а стоящее рядом число 1892 – год постройки.

Не исключено, конечно, что GIV или CIV – инициалы кого-нибудь из строителей, захотевшего увековечить себя таким образом: это ведь свойственно людям. Но тогда тоже напрашивается, что 1892 – год, когда эта надпись была сделана на поверхности свежего бетона, то есть год постройки моста.

Мост состоит из двух пролетов, разделенных зазором для прохождения лодочных мачт, в чем нуждались проплывавшие здесь фишхаузенские рыбаки. Наличие зазора послужило причиной появления у многих жителей Приморска ошибочного мнения, что этот мост был когда-то разводным. Ширина моста – 4,75 м, длина пролета со стороны Калининградского залива – 11,9 м, а со стороны города – 11,85 м.

Каждый пролет покоится под углом наклона к горизонтальной плоскости в 2-3° на двух опорах, сложенных из каменных блоков, которые скреплены цементным раствором. Основой пролета является рама, состоящая из двух продольных и семи поперечных балок. Обе продольные балки имеют вид двутавра высотой в 785 мм и с шириной полки, равной 190 мм, но каждая из этих балок составлена из трех продольных частей при помощи заклепок. Поперечные балки – двутавры №36. Между поперечными балками имеются три параллели расстрелов из двутавра №20. Рама усилена диагональными стяжками из стальных полос. Поперек рамы уложено всплошную перекрытие из стального желобчатого полуцилиндрического спецпрофиля. Все элементы пролета соединены между собой заклепками. Впадины между полуцилиндрами заполнены щебнем. Сверху по всему пролету уложена гранитная брусчатка.

На обоих пролетах имеются состоящие из стальных уголков и полос двусторонние перила высотой в 1 м. Детали перил соединены между собой и с рамой заклепками. На некоторых участках, со стороны, противоположной Калининградскому заливу, это сделано при помощи электросварки в процессе ремонта.

Ширина зазора между пролетами моста равна 0,47 м, зазор перекрывается четырьмя откидными дверцами из листовой стали.

Состояние моста постепенно ухудшается, в ряде балок появились сквозные отверстия коррозионного характера.

Мост Налпись Конструкция мостового пролета Покрытие моста
Мост Надпись Конструкция мостового пролета Покрытие моста

на главную